Особенности оформления и регистрации перехода прав собственности на недвижимое имущество

В 1998 году были разработаны и утверждены специальные правила, разъясняющие моменты оформления и регистрации сделок с недвижимым имуществом. В том числе, разъясняется, как осуществляется переход права собственности на недвижимое имущество.

Следует учитывать, что все соответствующие сделки являются по сути уникальными, поэтому намного проще обратиться в нотариальную контору, чем самостоятельно разбираться с нюансами современного законодательства.

Содержание статьи

На основании каких законов проводится обязательная регистрация недвижимого имущества

Процедура описана в статьях 130 и 131 ГК РФ. Однако следует уточнение, внесенное в законодательство позднее.  До 1-го марта 2013-го года была необходима регистрация договоров мены, купли-продажи, дарения собственности. В настоящее время регистрировать договор не нужно, так как регистрации подлежит лишь переход прав на собственность объекта.

Тем не менее, до сих пор обязательной регистрации подлежат некоторые договоры.

Среди них:

  • Ипотека – приобретение недвижимости путем использования заемных денежных средств (кредита);
  • Долевое участие при строительстве объекта недвижимости.

Обязательное регистрирование договоров в подобных случаях обусловлено высокими рисками.

Стоит заметить, что момент обязательной регистрации прав собственности на недвижимое имущество исчисляется датой вступления в силу ФЗ №122. Следовательно, все права, возникшие до 31.01.1998-го года, признаются действительными и не нуждаются в специальном регистрировании.

Права собственности в этом случае подтверждаются наличием ранее выданных документов, таких как, например, технический паспорт БТИ либо нотариально заверенный договор.

По желанию владельца его права собственности на объект недвижимости, возникшие до указанной даты, можно зарегистрировать. Кроме того, обязательная регистрация необходима при отчуждении недвижимого имущества, права на которое возникли в момент до указанной даты.

Что включают в понятие недвижимое имущество

К недвижимому имуществу относят:

  • индивидуальный жилой объект;
  • земельный участок;
  • квартиру;
  • комнату в коммунальной квартире;
  • дачу;
  • гараж.

Рассмотрим порядок регистрации прав собственности на данные объекты недвижимости.

Порядок регистрации

Чтобы зарегистрировать переход права собственности на недвижимое имущество необходимо собрать пакет документов и подать заявление в Росреестр. Подавать заявление в Росреестр нужно по месту нахождения объекта – квартиры, гаража, дачи и т.д. Также подать документы можно в МФЦ – многофункциональные центры.

Какие документы необходимы, чтобы зарегистрировать права на собственность?

В пакет входят:

  • Оформленное на специальном бланке, предоставленном в Росреестре либо в МФЦ, заявление о переходе собственности;
  • Документ, устанавливающий права собственности на объект недвижимости. К ним относят договоры мены, дарения, купли-продажи, ренты, приватизации, свидетельство о наследстве;
  • Кадастровый паспорт на объект недвижимого имущества. В этом документе указаны кадастровая стоимость объекта, кадастровый номер квартиры, технические, а также архитектурные параметры. В случае отсутствия документа перед оформлением передачи прав собственности его получают в кадастровой палате;
  • Оригинал и копия квитанции, свидетельствующей об уплате государственной пошлины;
  • Так как в квитанцию об уплате государственной пошлины вписывают номер СНИЛС, податель заявления должен иметь при себе страховое свидетельство;
  • Паспорт, а также копию документа с главной страницей и страничкой о регистрации по месту жительства.

При приеме пакета документов в МФЦ или Росреестре заявитель получает расписку с обязательным указанием даты, когда можно будет получить готовое свидетельство права собственности. Выдается свидетельство, отпечатанное на обычном листе формата А4 белого цвета.

Свидетельство подтверждает информацию об объекте только на момент выдачи. Если в дальнейшем произойдут какие-либо изменения, например, дача будет заложена, для получения сведений нужно будет обращаться с запросом в Росреестр.

Каков размер государственной пошлины

Регистрация предусматривает уплату пошлины:

  • Для граждан размер госпошлины в этом случае составляет 2000 рублей;
  • Для организаций размер пошлины – 22 000 рублей;
  • Если регистрируют права на земельный участок, который будет использован для предпринимательской деятельности, размер пошлины – 350 рублей.

В какой срок проходит регистрация

Точная дата, определяющая срок, когда можно будет получить свидетельство о регистрации, указывается в выданной в Росреестре расписке:

  • Так, если речь идет о жилом помещении, процедура занимает 10 дней;
  • В случае ипотеки срок регистрации 5 рабочих дней после предоставления пакета документов и подачи заявления, исключая выходные. Свидетельство выдается с ограничением – до выплаты ипотечного кредита собственник без согласия банка не сможет распоряжаться имуществом. После выплаты необходимо будет зарегистрировать в Росреестре снятие обременения;
  • При наличии документов, удостоверенных нотариально, срок регистрации составляет 3 дня после приема пакета документов, это связано с сокращением объема работы, так как при удостоверении договора нотариус проверяет все документы, представленные в ходе проведения сделки.

При оформлении прав собственности их регистрируют в ЕГРП – едином государственном реестре. Если гражданин собирается совершить сделку с недвижимостью, он может уплатить государственную пошлину и получить сведения о том, кому принадлежит данная собственность, когда были зарегистрированы права, кто является владельцем. Можно также получить справку о недвижимом имуществе через портал государственных услуг либо на сайте Росреестра.

Это значительно упрощает сбор информации в случае сделки и предупреждает риски мошенничества. Однако стоит помнить, что любая сделка с недвижимостью предполагает множество нюансов. Порой, разобраться в них под силу только профессионалу.

Поэтому намного проще обратиться в нотариальную контору, где помогут подготовить пакет документов, проследят за чистотой сделки, подскажут, как зарегистрировать недвижимость, полученную в результате покупки, наследования, дарения.

Обращение к нотариусу поможет существенно сократить время, которое затрачивается на оформление бумаг и, возможно, убережет вас от риска потери денежных средств в случае неправильного составления договора или прочих видов мошенничества.

© 2019 Все о наследстве по закону и по завещанию В РФ
При использовании материалов сайта активная
ссылка на сайт обязательна