Оценка для наследства – в каких случаях и для кого необходима данная процедура?

Вступление в наследство – это сложная процедура, которая связана с множеством юридических формальностей. Если наследник один, то, как правило, проблем не возникает.

Когда же наследников несколько, то необходимый для нотариуса пакет документов значительно расширяется и включает себя отчёты, один из которых – оценка для наследства, определение рыночной стоимости имущества.

Содержание статьи

Какой бывает оценка имущества?

Отчёт об оценке может быть выписан почти на любое имущество наследодателя – транспортное средство, жилая недвижимость (квартира, дом), доля жилой недвижимости, земельный участок, а также оружие, акции, ценные бумаги и предприятие, зарегистрированное на юридическое лицо.

Существует несколько способов проведения процедуры, в результате которых выявляется:

  • Кадастровая стоимость – определяется в отношении квартиры, дома или земельного участка. Любому такому объекту соответствует определённая цифра, внесённая в единый кадастровый реестр. Получить кадастровую оценку квартиры можно двумя способами: при непосредственном личном обращении в палату Росреестра по кадастрам, а также путём обращения к интернет-ресурсу. В первом случае человек должен иметь при себе заявление и оформить соответствующий запрос. Ответ будет передан ему в течение 5 рабочих дней. Во втором случае заявление заполняется в сайте Росреестра в электронном виде, на карте отмечается необходимый объект, и на указанный адрес электронной почты приходит отчёт о стоимости этого объекта. Для предъявления нотариусу этот отчёт нужно распечатать. Нередки случаи, когда предполагаемый будущий владелец квартиры считает, что кадастровая стоимость рассматриваемой недвижимости сильно занижена. В такой ситуации можно обратиться в коммерческую компанию по оценке жилья, получить соответствующий отчёт и сравнить полученные результаты;
  • Инвентаризационная стоимость. Бюро технической инвентаризации, или БТИ, может выдать справку об инвентаризационной стоимости недвижимости. Такая официальная бумага считается нежелательной, так как при выявлении цены не учитывается множество важных показателей, и в итоге общая сумма получается значительно ниже реальной стоимости квартиры или дома. Однако нотариальная контора обязана принимать и такие документы;
  • Рыночная стоимость. Это показатель цены, отображающий реальную сумму, какую можно получить за квартиру или дом при продаже в настоящее время. Здесь, помимо основных параметров, учитывается не только возраст дома, место его расположения, но и текущая конкуренция.

В большинстве случаев нотариусы просят предъявить именно такую оценку стоимости, так как её применяют и к движимому, и к недвижимому имуществу.

Процедура проведения оценки

Вся процедура проводится в несколько этапов.

Этап 1

Сначала нужно подать заявление. Сделать это может текущий собственник жилья, его представитель, человек, вступающий в наследство или же официально зарегистрированный по месту жительства, соответствующему адресу недвижимости.

После этого выбранная организация занимается поиском и сбором всей необходимой для проведения процедуры документации.

Этап 2

Оценщик, исходя из имеющихся у него документов, собирает нужную информацию о квартире, машине или другой собственности, анализирует её. Находит дополнительную информацию об имуществе, которая поможет установить рыночную стоимость объекта.

Этап 3

На этом этапе непосредственно производится оценка имущества. По факту проделанной работы составляется отчёт, содержащий стоимость объекта при текущем положении дел на рынке.

Этап 4

На последнем этапе происходит передача отчёта заказчику. Этот отчёт переходит к нотариусу.

Некоторые объекты имеют свои особенности проведения процедуры оценки.

Квартира или дом

Такие объекты недвижимости чаще всего являются предметом споров при вступлении в права наследования несколькими людьми, поэтому большинство оценочных компании ориентировано на работу с таким имуществом.

На конечный результат влияет множество факторов – это и состояние дома, и район, в котором он находится, и состояние самой квартиры, её планировка и многое другое.

Для проведения процедуры оценивания квартиры в выбранную компанию нужно предоставить:

  • точный адрес жилища;
  • информацию о количестве комнат с их небольшим описанием;
  • общие сведения по планировке и наличию жилой площади;
  • сведения об этажности дома и этаже, на котором находится рассматриваемый объект;
  • сведения о состоянии объекта и улучшениях, которые в нём применялись.

Если планировка квартиры менялась со временем, то необходимо предоставить данные и о начальной, и о конечной планировках. Помимо этого, пакет документов дополняется данными о человеке, который заказывает проведение процедуры оценивания, сведениями об обложении имущества налогом или ордером и т.д.

Земельный участок

Чтобы определить цену такого имущества, обязательно проводится исследование самого эффективного способа его использования. Это может быть постройка жилого дома, выращивание культур, строительство магазина и т.д. Этот фактор напрямую влияет на итоговую цифру рыночной стоимости.

Кроме этого, к этому типу недвижимости не применяются такие характеристики изменения, как физический или функциональный износы. Даже если земля будет использоваться под посевы, а затем исчерпает запас питательных элементов, то их можно будет восстановить различными удобрениями.

Дома и иные здания на этой земле можно снести и построить заново. Иными словами, земля считается имуществом, которое не подлежит порче с течением времени. Этот момент также учитывается.

Для проведения процедуры оценивания нужно собрать следующий пакет документов:

  • Свидетельство, подтверждающее право владения земельным участком;
  • Официальные бумаги, которые устанавливают границы рассматриваемого объекта;
  • В зависимости от цели, каждому земельному участку присваивается особая категория. Это информацию также нужность предоставить;
  • Свидетельство о том, что объектом можно пользоваться;
  • Информация о том, есть ли на участке газоснабжение, водоснабжение или другие коммуникации;
  • Если участок арендуется третьим лицом, то нужно предоставить соответствующий договор;
  • При обложении участка налогом нужно предъявить ставку.

При отсутствии какого-либо документа его нужно восстановить путём обращения в уполномоченные органы.

Ценные бумаги

Если в имуществе умершего были облигации, ценные бумаги или акции, то их оценка производится обязательно при вступлении в права наследования.

Для этого необходимо собрать следующие бумаги:

  • Копии документов, подтверждающих учреждение ценных бумаг;
  • Копии специфичных документов, которыми сопровождаются те или иные виды ценных бумаг;
  • При владении акциями нужно предоставить информацию о предприятии – как оно организовано и чем занимается;
  • При владении акциями или компанией нужно предоставить отчёт из бухгалтерии от 3 до 5 лет. Туда должны быть внесены сведения обо всех прибылях или убытках компании;
  • Наличие и соответствующие расшифровки всех имеющихся задолженностей, или же отсутствие таковых;
  • Информацию о том, есть ли у компании какие-то дочерние предприятия. Если таковые есть, то нужно предоставить полный пакет соответствующих документов по каждой такой компании;
  • Стратегия дальнейшего развития компании в течение ближайших 5 лет. Этот документ должен включать в себя прогноз ожидаемой прибыли, необходимых затрат и т.д.

Отчёт по ценным бумагам составляется довольно подробный. В нём описана не только рыночная стоимость, исходя из предоставленных сведений, но также методы, способы и алгоритмы, с помощью которых проводилась оценка. Во избежание неточностей к рыночной цене прилагается полное описание оцениваемого объекта.

Транспортное средство

Актуальная стоимость такого имущества узнаётся не только во время вступления в права наследования, но и для того, чтобы попросту продать машину и не продешевить.

Для этого в соответствующую оценочную организацию нужно предоставить:

  • паспорт оцениваемого транспортного средства;
  • сведения о его пробеге;
  • полную информацию о ремонтных работах, которые проводились в отношении данного транспортного средства – сюда относят и покраску кузова, и замену частей.

После получения любого отчёта об оценке стоимости какого-либо объекта он предоставляется нотариусу вместе с квитанцией об уплате государственной пошлины. Размер такой пошлины рассчитывается, исходя из полученной стоимости объекта, а также согласно степени родства наследника и наследодателя.

Близкие родственники платят пошлину в размере 0,3% от общей суммы, но не более 100 000 рублей. Для дальних родственников цифры немного выше и составляют 0,6% и 1 млн. рублей соответственно.

Если нет полной уверенности в том, какую именно сумму нужно заплатить в виде государственной пошлины, стоит обратиться за этой информацией к нотариусу, так как вернуть полученные средства будет довольно трудно.

Кроме того, есть группы граждан, которые и вовсе освобождены от уплаты пошлины на наследство. Только после предоставления всех необходимых сведений нотариус сможет осуществить оформление наследования.

© 2019 Все о наследстве по закону и по завещанию В РФ
При использовании материалов сайта активная
ссылка на сайт обязательна